БЁРК К. Философия литературной формы

Личность. Культура. Общество. 2015. Т. 17. Вып. 1-2 (85-86). С. 28-52

БЁРК К. Философия литературной формы (фрагменты) (скачать pdf)

(пер. с англ. В.Г. Николаева)

Аннотация: В этой работе автор развивает теорию символического действия, или теорию драмы, как общий словарь, «исчисление», или систему координат, пригодную для интеграции всех явлений, изучаемых социальными науками. Эта перспектива разрабатывается на материале поэтических произведений и иного рода текстов (художественных, публицистических, философских, правовых и т.д.). Ритуальная драма берется как «ядро», или праформа человеческого действия, а все прочие его аспекты трактуются как производные от нее. Для иллюстрации этой перспективы приводится анализ «катартической» (исповедальной) и «миметической» поэзии. Анализируется многообразие стилизаций; демонстрируется, как натурализм (как одна из стилизаций) развивается из модели ритуальной драмы посредством разрушения её диалектики и редукции человеческого действия к ограниченным его аспектам.

Abstract: In this work the author develops a theory of symbolic action, or a theory of drama, as a general vocabulary, or “calculus”, or frame of reference for the integration of all phenomena studied by the social sciences. This perspective is developed using the materials of poetic works and other kinds of texts (fiction, publicist, philosophical, legal etc.). Ritual drama is taken as a “hub”, or Ur-form of human action, all other aspects of human action being treated as derivable from it. To illustrate this perspective the author analyses “cathartic” (confessional) and “mimetic” poetry. The range of stylizations is also analyzed, and the author demonstrates how naturalism (as one of them) is derived from the model of ritual drama through destruction of its dialectics and reduction of human action to some restricted aspects of it.

Ключевые слова: поэтика, символическое действие, ритуальная драма, теория драмы, диалектика, натурализм, реализм

Keywords:  poetics, symbolic action, ritual drama, theory of drama, dialectics, naturalism,
realism